Red Jolbors: Всей душой к рекламе

  • 5 сентября 2017 |
    0 |
    6 156

Сооснователь и продюсер центральноазиатского фестиваля рекламы Red Jolbors Fest Сабина Рейнгольд рассказала Stylish о том, что нового ждать от фестиваля в этом году, и поделилась своими соображениями об отечественном рынке рекламы и главных ошибках отечественных креативщиков.

 
Беседовала Евгения Волкова
Фото предоставлены героем

 

 Основной целью фестиваля является развитие маркетинга, рекламы и PR в Кыргызстане. В этом году проходит уже шестой Jolbors Fest, и тенденцию развития рекламного рынка за прошедшие годы вы оцениваете положительно. Приведите пример наиболее успешной, на ваш взгляд, рекламной кампании, проведённой в Бишкеке за последние пару лет.

Давайте будем оценивать перемены в масштабах Центральной Азии, потому что Red Jolbors Fest – фестиваль центральноазиатский. Первой на ум мне приходит рекламная кампания казахстанского рекламного агентства GForce Grey для Kaspi Bank, которая представлена в этом году на нашем фестивале в нескольких номинациях. Сначала они запустили в интернете вирусный ролик, в котором енот моет посуду, пробравшись в квартиру одного из жилых домов Алматы. Это видео очень быстро разлетелось по социальным сетям, и многие СМИ (казахстанские, российские, украинские и даже китайские), умиляясь еноту, начали тиражировать эту забавную новость. Через некоторое время вышел сам рекламный ролик. 

Наша страна, к сожалению, похвастать хорошими рекламными кейсами пока не может. Например, видеоролик строительной компании Cap Stroy с Эльданой Сатыбалдиевой, рекламная кампания со знаменитым на сегодняшний день вайнером MC Doncha, или ролик Saima Telecom «Интернет летает» – это всё примеры того, как не стоит делать рекламу. Это показатель недостатка знаний и опыта в создании рекламы. Но есть и плюсы: Кыргызстан силён в дизайне. Наши дизайнеры из года в год получают статуэтки на данном фестивале, а в мае этого года креативная студия I-Media получила престижную награду чикагского фестиваля рекламы за разработанный ими концепт упаковки Molocow. В прошлом году эта работа получила «Золотого тигра» в номинации «Концепт» на Red Jolbors.

 Давайте вспомним о хейтвотчинге и о том, как быстро разлетаются по сети видеоролики типа «Интернет летает». Многое ведь зависит от того, какие цели преследует реклама. Предположим, на рынке появляется новая компания, у неё десятки конкурентов, и ей необходимо заявить о себе. Такие эпатажные ролики очень хорошо работают на узнаваемость бренда.

Если компания намеренно выбирает подобную стратегию, ей и впредь придётся двигаться по этому пути – эпатировать и провоцировать. Я не вижу плюсов для бренда при таком подходе. Всегда нужно думать о том, как реклама может отразиться на репутации в долгосрочной перспективе. Я никогда не понимала фразы, которую любят использовать в качестве аргумента в таких случаях: «Черный пиар – это тоже пиар». Нужно совсем не разбираться в пиаре, чтобы так сказать. Компанию, может, и запомнят после провокационного ролика, но негативная ассоциация тоже останется. Репутация важна для бренда, для его устойчивости, поэтому успешная компания не допустит использования в своей рекламе негативного посыла. Реклама – это искусство, и важно, что вы донесёте до людей своим рекламным решением. Хороший тому пример – последний рекламный ролик для Nike «Из чего же сделаны наши девчонки», один из создателей которого – председатель жюри нашего фестиваля. Это прекрасный ролик с хорошим сообщением. Он вдохновляет. Хотя реакция на него тоже была неоднозначной.  

 Впечатляет список жюри и спикеров грядущего мероприятия. В копилке каждого из них множество каннских львов и наград других престижных фестивалей. Чем Jolbors Fest интересен, например, председателю жюри Евгению Примаченко, о котором вы только что упомянули?

Не довелось обсудить с ним этот вопрос, но мы спросим его об этом на фестивале. Насколько я могу судить по его постам в Facebook, Евгений – фанат своей профессии и настолько увлечён рекламой, что ему интересно всё, что связано с этой сферой. Возможно, ему интересно узнать, какая она – реклама в Центральной Азии, и поделиться своим опытом с местными ребятами. Нам очень повезло, что Евгений согласился приехать, потому что такие, как он – люди, которые всей душой вовлечены в дело, которым они занимаются, – способны вдохновить других. Мне кажется, именно такие люди меняют мир, и мне очень хотелось бы, чтобы и в нашей стране всё больше рекламистов не просто делали свою работу, а были искренне влюблены в неё – тогда рекламный рынок будет развиваться.

При разработке рекламной кампании необходимо учитывать региональные особенности рынка и целевой аудитории, а рекламисты должны отслеживать и мировые тенденции, изучать разные зарубежные кейсы. Однажды я услышала из уст одного местного специалиста что-то вроде: «Я не смотрю другие рекламные ролики, чтобы не засорять свой мозг и креативить». Это большое заблуждение. Важно развиваться, учиться, и именно поэтому мы привозим различных спикеров из-за рубежа.
 

 Сколько участников ожидается на фестивале в этом году?

В среднем 400 человек. В этом году, насколько мне известно, приедет много казахстанцев, и я очень этому рада – у них значительно лучше развит рынок рекламы, и нам есть чему у них поучиться.

 Обладатель Гран-при Red Jolbors Fest в этом году получит возможность бесплатно подать заявку на европейский фестиваль рекламы Epica Awards. Расскажите подробнее об этом фестивале.

Как правило, в жюри рекламных фестивалей приглашают специалистов креативной индустрии (дизайнеров, арт-директоров, креативщиков и т.д.). Epica Awards отличается тем, что работы участников оценивают журналисты профильных рекламных изданий. Такой подход позволяет получить своеобразный  взгляд со стороны. Мы предоставляем возможность бесплатной подачи заявки на фестиваль, стоимость которой составляет $450, что является довольно крупной суммой для Кыргызстана. Фестиваль ежегодно проводится в Европе (каждый раз в разных странах), поэтому участники получают возможность побороться за приз с рекламными агентствами со всего мира.

 Существует ощутимая разница между потребителем рекламы в Бишкеке (и близ столичных городах) и аудиторией, например, южных регионов нашей страны. По вполне объективным причинам первые, очевидно, готовы к креативной рекламе, рынок же регионов в этом отношении не так прогрессивен. Задаётся ли Jolbors вопросом, как нивелировать эти различия, или целью фестиваля является развитие столичного рынка маркетинга и PR, которое приведёт к постепенному прогрессу и региональной рекламы?

Давайте будем откровенны: я не знаю ни одно креативное агентство из Оша, и не ясно, нужно ли оно там вообще. Мы только начали приводить Бишкек к пониманию того, как нужно разрабатывать рекламную кампанию. Рекламный рынок в нашей стране только начал развиваться, и постепенно станет ясно, куда мы идём, и куда нам нужно двигаться дальше.

Реклама не всегда обязана быть креативной – есть и другие способы донести рекламное сообщение до потребителя (особенно, если у вас нет конкурентов на рынке, и вам не нужно бороться за вашу аудиторию). Проблема в том, что под креативом у нас часто понимают нечто из ряда вон выходящее, а это вовсе не так. Вот, например, один из моих любимых рекламных кейсов прошлого года, собравший множество наград на разных фестивалях – история  Justino – очень трогательная и понятная каждому история.

 Один из спикеров грядущего фестиваля – креативный продюсер Red Pepper Film Данил Голованов – озвучил мнение, что сегодня нет необходимости придерживаться чётких правил, выявлять инсайты и проводить исследования аудитории. По его мнению, важно собрать хорошую команду, понять основу проекта и начать работать интуитивно.

Данил – очень талантливый специалист. Он может позволить себе интуитивно подходить к работе, потому что занимается рекламой уже много лет, знает её тонкости  и понимает, что и как работает. У него хороший бэкграунд, поэтому, я полагаю, он чувствует интуитивно, какой инструмент сработает эффективно. У нас другая ситуация. У нас нет, например, ни одного рекламного копирайтера и креативщиков, которые могут создать и расписать рекламную идею. У нас очень хромает экзекьюшн, то есть реализация этой идеи. Сказывается нехватка знаний и опыта. Не у всех есть понимание того, что такое репутация, добавочная стоимость бренда, зачем работать на имидж компании, и как это делать. Я с удовольствием послушаю Данила, если будет такая возможность, на фестивале – интересно, как он пришел к этой мысли, и что из этого получилось.

Не стоит забывать о том, что у нас с Казахстаном  разные экономические возможности, поэтому развитие рекламного рынка в нашей стране происходит значительно медленнее.

 Чем фестиваль Red Jolbors Fest будет интересен человеку, не работающему в сфере маркетинга и рекламы?

Вряд ли фестиваль будет интересен человеку, который не занимается маркетингом и рекламой. Очень полезным он может оказаться для владельцев бизнеса, ведь довольно часто они бракуют хорошие идеи, потому что могут не до конца понимать, что это даст бизнесу. При разработке рекламной кампании для своего бренда им очень пригодится знание некоторых нюансов рекламной стратегии. В нашей стране нет аналогичного мероприятия, поэтому я очень рекомендую посетить Red Jolbors тем, кто хочет развиваться сам и развивать отечественный рынок рекламы.

Центральноазиатский фестиваль рекламы Red Jolbors Fest ежегодно проходит в Бишкеке с 2012 года. Фестиваль призван развивать центральноазиатский рынок маркетинга и рекламы посредством образовательных лекций и воркшопов, а также награждения создателей лучших рекламных решений.
 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.