«Родители не поддерживали меня, поэтому пришлось сбежать из дома» –- композитор о своем успехе.

  • 23 ноября 2016 |
    0 |
    5 541

Выдающийся сын кыргызского народа,гений кыргызской музыки.

Ч.Айтматов

Этими словами великий писатель охарактеризовал МуратбекаБегалиева–композитора,педагога,общественного и государственного деятеля,ректора Кыргызской Национальной Консерватории.

Он автор музыки  более чем к 30 фильмам, среди них легендарный «Потомок белого барса». Сегодня он продолжает творить –величественная красота родного края, точные психологические характеристики героев, национальный фольклор, быт, обряды – все это есть в его музыке. Он не верит в творческие искания и непонятых гениев. Он верит в терпение и труд.

Беседовала Ниссо Мурзаева
Фото: www

 Что Вы подразумеваете под словом успех?

Успех–это результат твоего труда.Никогда нельзя им довольствоваться, ведь у меня еще не написано то, что станет настоящей классикой. Родился я в деревне,в семье педагогов. С детства мечтал получать знания в столице. Родители не поддерживали меня, поэтому, договорившись с бабушкой, я сбежал из дома. Так я попал во Фрунзе. Поступил в музыкальный интернат им.Мукаши Абдраева, затем со второй попытки в Московскую государственную консерваторию им.П.И.Чайковского. Начался период интенсивной работы. Тогда я понял, что труд–это путь к успеху.

 Замечательный русский композитор Сергей Танеев заметил однажды, что если бы на земле появились жители других планет, которым следовало на протяжении одного лишь часа дать представление о человечестве, то лучшим решением задачи было бы исполнение Девятой симфонии Бетховена. А что бы представили Вы?

Токатту и фугу d-moll Баха.

 Нужна ли музыке программность?

(Задумавшись) Я написал поэму «Последний день Помпеи» по картине Карла Брюллова. Это произведение принесло мне мировую славу. Художник смог запечатлеть миг, а я попытался музыкой отразить картину мира, апокалипсиса и продолжения жизни, отталкиваясь от символов и темы. Мне кажется, что программность музыке нужна.

Программная музыка – академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть чисто инструментальная, однако, сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.

 Хотелось бы знать о творческих союзах с Толомушем Океевым и  Чингизом Айтматовым.

Великий режиссер Толомуш Океев предложил мне написать музыку к фильму «Потомок белого барса». Его гениальность состоит в том,что он доверил совсем молодому композитору написать музыку к кинофильму. Удивительно, но на семи престижных кинофестивалях мы получили почетные награды.

Что касается тандема с Айтматовым. Нас объединяла крепкая дружба. Я написал «Ностальгию-пассакалию» для камерного оркестра и драматорию «И дольше века длится день» по одноименному произведению для солистов хора и симфонического оркестра. Когда мы жили в Москве, каждый день с Айтматовым гуляли в Переделкино,пили чай у Евтушенко и Вознесенского. Да,были очень хорошие времена.

 В своем недавнем интервью Вы сказали, что хотели бы создать международную ассоциацию композиторов, музыковедов и исполнителей...

Я уже создал. Это будет уникальный союз, потому что в нем объединены три ветви:композитор пишет, музыковед анализирует, исполнитель осуществляет практику. Членами ассоциации будут мои ученики, которые в данное время проживают за рубежом: в Австрии,Германии, Англии, Италии, Финляндии и России. Например, Кузьма Бодров – композитор и пианист. Сегодня мой ученик по композиции незаменимый кадр в московской консерватории. С весны мы начнем собирать новые произведения, исполнять их в Кыргызстане и представлять современную кыргызскую музыку всему миру.

 Что бы Вы дали миру лучшее,что в Вас есть?

Я созидатель. Создавал Консерваторию, три оркестра, ассоциацию, вырастил плеяду композиторов, пишу музыку. Но я еще не осуществил те глобальные проекты, которыми был бы доволен. Думаю, что и в дальнейшем буду вносить свою лепту в развитие кыргызского искусства.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.